?

Log in

Previous Entry | Next Entry

Койот (Cannis latrans)

Обитающий в Северной Америке небольшой представитель псовых. Обитает преимущественно на открытых местах.  Обычно койоты живут парой со щенками. Более крупные стаи из неродственных койотов образуются временно, обычно ради конкретной цели или из-за нехватки территорий. Создаются семьи в середине зимы. За одной самкой могут вплоть до месяца ухаживать до семи самцов, между которыми возможны стычки в процессе ухаживания. Но после того, как дама определилась, неудачливые самцы спокойно отваливают искать удачи в другом месте. Койоты строго моногамны, образовавшаяся пара занимает отдельную территорию, где строят логово или обустраивают чужую брошенную нору, жилище выстилают травой и шерстью. Строительством и обустройством логова занимается самка, впрочем, иногда койоты занимают естественное укрытие, например под корнями дерева. В других случаях койоты могут рыть норы с несколькими комнатами и выходами, как лисы, хорошие логова могут  использоваться много лет подряд. Во время беременности самки самец часто охотиться один и кормит ее.  Детеныши койотов рождаются слепыми и беззащитными, до десяти дней питаются только молоком, потом родители начинают приносить им разную мелкую дичь. В раннем возрасте щенки койота сначала начинают драться, а уже потом, когда разберутся с иерархией, играть. Самец активно ухаживает за щенками, кормит и вылизывает их, но если с самкой что-то случиться, бросит свое потомство. К  середине лета койоты покидают логово, а к августу щенки могут уйти от родителей, хотя часто это происходит гораздо позже. Койоты не очень агрессивно защищают свою территорию от других койотов, как правило, не наносят им серьезных повреждений в схватках. Койоты в первую очередь хищники, предпочитающие лишний раз не нападать на добычу крупнее себя. Однако собравшись стаей могут убить мелкого бизона или молодого черного медведя.  Обычно на дичь среднего размера охотятся вдвоем, на мелкую – поодиночке. Несмотря на их внешнее сходство с шакалами, койоты предпочитают свежее мясо, но, как и другие собачьи делают запасы, и не брезгуют падалью, если  нет выбора. Кроме этого они едят рептилий, амфибий, рыбу, насекомых, фрукты , ягоды, овощи и траву, в том числе с человеческих посадок. Нападать предпочитают спереди, метя в шею, мышкуют, опытные койоты переворачивают на пару дикобразов, чтобы добраться до незащищенного брюшка. Волки не переносят койотов и убивают их, однако койоты эффективно отбивают еду и даже убивают кугуаров. Раненую лису койоты скорее всего убьют, однако здоровые особи могут селиться и питаться вместе. Иногда заводят тесное сотрудничество с барсуками, вплоть до дружеских физических контактов и вылизывания. У койотов развитый язык тела, а кроме того они очень говорливы. Они издают множество различных звуков, чтобы выражать свои чувства и взаимодействовать друг с другом, могут выть поодиночке и совместно.
В мифологии многих индейских народов койот играет роль трикстера, во многом напоминающую образ лиса из европейских легенд.  В принципе по образу койота у разных племен и в разных легендах одних и тех же племен можно составить исчерпывающее преставление о разных преломлениях бога-трикстера, так что я просто кратко упомяну основные моменты. Он может быть полезным, приносить людям украденный огонь и другие полезные вещи, животных и инструменты, обманывать и уничтожать чудовищ, даже создавать людей и весь мир. А еще он может быть «глупым младшим братом» творца, приносить в мир смерть, работу, страдания, зиму (что, впрочем, плохо лишь в некоторых трактовках). Он обладает различными магическими знаниями, властью над дождем, возможностью превращать в камень. В целом ему свойственен живой ум, не всегда связанный с мудростью, умение обманывать, создавать, изменять существующий порядок, изменять свой облик, а также пол, вдохновлять людей рассказывать истории и развлекаться. При этом ни в одной ипостаси, как и положено трикстеру, Койот не бывает однозначно плохим или однозначно хорошим. Например навахо очень сильно почитали койота, как силу положительную, но все же в других мифах буквально называли его злым. Безотносительно своих свойств, койот был просто сильным тотемом, который помогал в охоте и приносил удачу. Множество оберегов, узоров и ритуалов индейцев Северной Америки связаны с этим животным. Охотники из племени зуни связывали его с западом и синим цветом.  Койот часто тесно связан с огнем, который иногда выступает средством против койота, а иногда его достижением или оружием. Как и все собачьи, койот символически связан с границей между миром живых и миром мертвых, в случае с койотом эта связь отрицательная, воспринимаемая как опасность того, что койот может привести смерть или осквернить тело.  В ацтекской мифологии койот (божественная собака) играл важную роль, он был символом мужчины-война, мужской красоты, мудрости и изобретательности. Уэуэкойтль («почтенный старый койот») был богом музыки, песни и танцев, рассказывания историй и сексуальности, и изображался в виде койота с человеческими руками. Он, впрочем, тоже обладал чертами трисктера и существа, бросающего вызов привычному космическому порядку, он меняет пол, берет себе в любовники богов разного пола, устраивает дебоши, розыгрыши, и сам попадает в расставленные им же ловушки. Во многом мифы о нем пересекаются с более северными легендами о койоте-трикстере. В восприятии колонистов же койот стал животным однозначно неприятным, сочетая в себе жесткий и прожорливый образ волка и вороватым и трусливым образом лисы, его наделяли даже сверхъестественными свойствами приносить несчастье и злым взглядом, который гипнотизирует кур и заставляет плоды падать с ветки прямо ему в пасть.
В качестве тотема койота я, наверное, описывать не буду, разве что по запросу.
В качестве животного силы койот говорит о силе трикстера. То есть человек с таким животным силы не связан привычными границами космоса, закона, общества. Для него правил и границ вообще как бы не существует. В зависимости от личных качеств или обстоятельств, он может быть изобретателем или преступником, творцом или сумасшедшим. В любом случае сила койота – это сила выходить за рамки и игнорировать рамки. Придумывать новое, отвергать старое, проверять мир на прочность и отбрасывать то, что не прошло проверку, высмеивать идеалы, сомневаться в том, что все принимают на веру, экспериментировать, оскорблять, провоцировать, изменять, адаптировать. Кроме этого он несет в себе очень мощный заряд жизненной и творческой энергии, внутренний огонь и несгибаемую жизнерадостность. Мораль, правда, в койоте не предусмотрена как понятие, ее придется брать с человеческой стороны. И чистый трикстер всегда получает какое-то количество шишек об границы реальности.
В качестве животного-помощника койот связан со средним миром, но может проводить во все три. Границ для него, настоящего трикстера, не существует и между мирами. В первую очередь койот может помочь именно в борьбе с границами – сбросить давление общества, признать собственную сексуальность, быть собой, бороться за свои убеждения против большинства, придумывать что-то принципиально новое. Хорошо помогает койот и с творчеством, особенно если речь идет не о психологическом романе, а о том, что связано со смелым полетом фантазии и яркими образами. Лучше всего, если это творчество как-то связано со словами, музыкой или движением. Койот может поспособствовать тому, что человек станет раскрепощеннее и привлекательнее. Придает живость уму и энергию телу, помогает обучаться и решать практические задачи. Хороший, но не самый безопасный проводник, для шамана, примерно как психотропные вещества.


Naches Coyote by blix-it

Coyote by Spikie

Coyote by Alex-J-Crow

Coyote - Ten of Diamonds by kyoht

Comments

( 2 comments — Leave a comment )
dyshechka22
Jan. 21st, 2015 04:07 am (UTC)
А почему как тотем - нет?)))
varezka
Jan. 21st, 2015 10:30 am (UTC)
Потому что подозреваю, что у меня в ленте нет людей родившихся или происходящих из Северной Америки.
( 2 comments — Leave a comment )

Отражение

lynx
varezka
хитрость Неба, колдовство Земли

Tаgs

Powered by LiveJournal.com